Мегабайт

«Занимательные задания по информатике для учащихся начальной школы»

12/17/2008 18:58

Содержание

 Структурные элементы курса                                                                             

1. Пояснительная записка.

2. Содержание курса

3. Тематический план

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Используемая литература

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современный человек не может жить в информационном обществе, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то есть умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной деятельности. Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования информационной компетенции школьников. Программа занятий элективного курса и материалы электронной методической разработки составлены на основе методического пособия «Информатика в играх и задачах», под редакцией Горячева А.В. и авторского коллектива, рекомендованного министерством образования РФ. Курс рассчитан на 34 учебных часа, из которых – 17 - теоретических занятий, 17 - практических занятий.

 

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-         развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-         овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации; её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

-         формирование первоначальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;

-         формирование навыков, позволяющих обеспечить алгоритмизацию в обучении математике, русскому языку и другим предметам;

-         развитие внимания, памяти, логического мышления.

 

На уроках информатики,  используются следующие методы обучения:

-         объяснительно-иллюстративный - наглядное и последовательное объяснение материала;

-         репродуктивный - выполнение и усвоение готовых заданий и задач;

-         проблемный - решение поставленной проблемы под руководством учителя;

-         частично-поисковый (или исследовательский) – самостоятельная, творческая и целенаправленная деятельность учащихся;

-         контроля и самоконтроля - использование промежуточных и итоговых тестов.

    

Состав электронно-методической разработки.

Электронно-методическая разработка по элективному курсу «Занимательные задания по информатике для учащихся начальной школы» включает сборник инструкционных карт к 17 урокам с приложениями в нескольких вариантах: MSWord, MSPowerPoint и приложения для интерактивной доски Interwrite Workspace.
Данную разработку можно использовать, как безкомпьютерный вариант обучение информатике, так и с использованием компьютера. Обучающий курс делится на три основных раздела:

I. Алгоритмы

II. Язык программирования LOGO

III.  Таблицы, Координатная сетка.

  

       Содержание курса 

I. Теоретическая подготовкаАлгоритмы 

Познакомить с понятием Алгоритм. Дать виды записи алгоритмов по пунктам или в виде блок-схем. Изучить формы записи линейных алгоритмов, алгоритмов ветвления и алгоритмов цикла. Познакомить с различными видами цикла. На примерах из жизни попытаться объяснить команды цикла как повторение определенных действий, хорошими примерами являются русские народные сказки: Теремок, Золушка и т.д.

 Основы языка программирования LOGOВ игровой форме познакомить со средой программирование LOGO, с системой команд и исполнителем в данной среде. На примере выполнения готовых программ, отработать навыки работы в среде и составления  программ. Изучить запись простых команд и запись оператора цикла на языке LOGO.  Таблицы. Координатная сеткаИзучить основные понятия: Таблица, Координатная сетка, Диаграмма, Графы, Дерево, а также знать, что такое Ячейка, Столбец, Строка, Адрес ячейки, Данные. Научить определять по данным из скольких столбцов и строк должна состоять таблица. Научить определять и работать с координатами. Объяснить назначение построение диаграмм и отличие столбчатых диаграмм от линейных. 

 II. Практическая подготовка

Основные цели использования компьютерных программ: организация практической деятельности учащихся при изучении курса «Занимательные задания по информатике для учащихся начальной школы»; развитие психофизических качеств и коррекция пробелов в знаниях и развитии учащихся начальных классов с помощью игровых компьютерных технологий.

Выбор основных целей использования комплекса программ основан на учете следующих психофизиологических особенностей развития детей этого возраста:

  • использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить плавный переход к учебной деятельности;
  • большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Использование же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;
  • высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.

Компьютерное занятие состоит из нескольких последовательно сменяемых друг друга фрагментов компьютерных программ. Для стимулирования познавательного интереса школьников целесообразно подбирать игры к занятию по возможности по разным предметам и первой ставить наиболее актуальную цель для данного периода обучения. Теоретический материал ребята могут отработать и закрепить, работая с различными компьютерными программами: программный пакет Nikita, Мир информатики, LOGO и другие.

Тематический план 
№ пункта Тема раздела Количество часов

1

Техника безопасности

1

2

Алгоритмы

7

3

Среда программирования LOGO

5

4

Таблицы

2

5

Координатная сетка

1

6

Диаграммы

1

7

Дерево

1

Итого:

17

       



Рекомендуемые публикации


Комментарии


Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.